Воскресенье, 25.06.2017, 20:24
Шаманы и Практики
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Шаманизм народов мира

КОРЕЙСКИЙ ШАМАНИЗМ

   Большинство людей думает обычно, что шаманизм не более чем реликт далекого прошлого, но в действительности он продолжает занимать важное место в общественной жизни современной Южной Корее. К сожалению шаманизм в Корее не получил в русскоязычной научной литературе освещения. Такой значительный пробел объясняется рядом причин. Во-первых, советские исследователи этнографы, историки, и культурологи акцентировали свое внимание на шаманизме на народов Сибири и Севера. Во-вторых, отсутствие отношений между Советским Союзом и Республикой Кореей исключило возможность проведения полевых исследований, обмена научной литературой, обсуждения и сотрудничества ученых-религиоведов. В Северной Корее, с которой поддерживались дружественные отношения, шаманизм был искоренен полностью из жизни народа.

В современной Корее официально зарегистрированы более 40 тыс. шаманов. Хотя их численность по статистическим данным за последние 10 лет не увеличилась, количество проведенных шаманских культовых церемоний однозначно указывает на то, что многие шаманы избегают регистрации. Профессор Хван Руши (Университет Квандонг) полагает, что реальная численность корейских шаманов составляет более 100 тысяч. Но даже если принять за основу данные официальной статистики, т.е. 40 тысяч шаманов, ясно без сомнения, что весьма значительная часть корейского населения связана с практикой народных верований. В то же время корейский шаманизм, в отличие от буддизма, конфуцианства, христианства ( протестантизма и католицизм) и не имеет статуса религии. Если считать, что религию составляют наличие и взаимодействие трех факторов: священника, церемонии - ритуала и общины, то шаманизм в общем и целом является таковой, так как шаман (точнее шаманка) - священник, кут - ритуал, а все верующие в шаманизм - община.

Шаманизм, как это уже упоминалось в водной части, - это прежде всего личность шамана, в Корее это женщина - шаманка - мудан.

1. Классификация шаманов Хотя шаман в современной Южной Корее ассоциируется с мудан, однако существуют различные другие наименования шаманов в зависимости от регионов. В Северной Корее женщина шаманка, называется мансин, а мужчина шаман - паксу или мугёк. В провинции Хамгён, шаманка - осими, в южных регионах шаманов называют талгёле, а на острове Чечжудо - симбан. На восточном побережье шаманов называют просто мудан.

Традиционно корейские шаманы делятся на две категории: кангсинму, получивших свои способности и призвание от божества; и сесыпму - потомственных шаманов, унаследовавших качества шамана от своих предков.

Кангсинму исконно практиковали в следующих регионах Кореи: к северу от реки Хан, западнее горного хребта Тхэбэк, Сеуле и северной части провинции Кёнги, а ткже частично в провинциях Пхеньян, Хамген и Кангвон. Считается, что на них снисходит божественный дух (синняерим), как правило после долгого тяжелого душевного заболевания (синбьонг) или после эмоционального шока, вызванного либо крушением брака, кончиной члена семьи. Такие люди приобретают свои шаманские способности посредством обряда инициации (посвящения) известного под названием наерим кут, Во время которого божественный дух входит в их тело. Именно в это время шаман приобретает дар прорицания. Однако для того, чтобы стать настоящим искусным шаманом, следует приобрести опыт проведения ритуала кут, на что может понадобиться от двух до десяти лет. Вновь посвященный шаман и шаман, проведший обряд инициации наерим кут вступают в отношения ученика и учителя и отныне ученик(ца) обязан(а) перенимать опыт и ассистировать старшему шаману.

Потомственные шаманы практикуют южнее реки Хан и в регионах восточнее хребта Тхэбэк. Все они женского пола и хранят традиции муданг в провинциях Чхолла, Чхунчхон, Южный Кёнги, а также в районе Ёнгдонг на юго-востоке Кореи. Мужчины выполняют вспомогательную роль в качестве музыкантов ритуала кут и кроме того часто сопровождают те или иные моменты остроумными репликами и меткими комментариями. Ритуал кут, проводимый опытными потомственными шаманками очень богат по своей художественной выразительности и в нем наиболее полно проявляются истинные способности корейских муданг.

В период троецарствия (Самгуг ) конфуцианство и буддизм стали в Когурё и Пэкче официальными религиями и шаманизм постепенно исчез из жизни правящего класса и стал религией простолюдинов. В период Корё (918-1392) шаманизм сосуществовал наряду с буддизмом в форме государственных ритуалов, к примеру, хальгван-хве, церемонии почитания небесного короля и пяти великих рек и гор. Однако шаманов стали относить в чхонминам - к самой низшей ступени социальной лестницы. На закате династии Чосон (1392-1910) с разрушением некогда продуманной системы социальных статусов численность потомственных шаманов быстро сокращается, так они не терпят дурного отношения к себе в своих деревнях. Потомственные шаманы становятся прекрасными исполнителями пхансори - (повествовательная форма музыкальной драмы, сопровождаемая крестьянской музыкой - нонгак, различными народными танцами и акробатическими трюками) и большинство из современных мастеров жанра пхансори являются потомками сесыпму из северной и южной Чолла. Потомственные шаманки почти исчезли и сегодня все они уже преклонного возраста и трудно найти моложе 40 лет, даже на восточном побережье, где их традиционного было много. Численность же кансингму увеличилось, хотя они уже редко ассистируют старшим шаманкам, как это было в традициях прошлого. Обычно современные шаманки, не имеющие большого опыт, или как их называют сэнмуданг занимаются предсказательством или выполняют незначительные церемонии пхудаккэри - простой обряд по излечению больного.

В буднях жизнь современной шаманки почти ничем не отличается от жизни рядовых людей. Они выходят замуж, имеют детей и семью. Кангсинму в отличие от потомственных шаманок проводят некоторые церемонии у себя дома перед домашним алтарем. Потомственный шаманки из Чолла не отличаются даже какой-либо специальной церемониальной одеждой, во время проведения ритуала кут они одеты в традиционно корейский женский костюм ханбок белого цвета.

Сегодня, как и в прежние времена, шаманы в Корее в большинстве случаев были бедными и малообразованными людьми и за очень редким исключением все относятся к слабому полу. Положение их в современном обществе, как считает корейский ученый Хван Руши, намного ниже, чем оно было в период государства Чосон. Парадоксально, что женщины - наиболее бесправная категория в корейском обществе стала выполнять лидирующую роль в шаманизме. Именно в этом, может быть и кроется одна из основных причин такого неуважительного отношения к шаманизму как религии. Как может малообразованная женщина быть лидером религии, чему верующие научиться у нее? Но разве основное призвание религии заключается в передаче знаний? Конечной и основной целью религии следует вероятно считать помощь верующим в решении жизненно-важных проблем и освобождении их от всяческих страданий. Шаман, живущий на самом дне общества, знает лучше любых других религиозных лидеров все болевые точки в судьбах простых людей. Именно такая реальная солидарность шамана с простыми людьми была двигательной силой шаманизма сквозь многие столетия.

2. Виды кута. Шаманские церемонии могут быть классифицированы по их масштабу на три основные группы. Наиболее простой из них является писон, что в буквальном смысле означает потирание ладоней. Обычно этот несложный ритуал выполняется для обеспечения безопасности и удачи перед дальней и длительной поездкой, поправки здоровья и преодоления семейно-брачных осложнений. В таких случаях ритуальная пища накрывается в главной жилой комнате хозяев, либо на террасе дома, где традиционно хранятся большие горшки с соевым соусом и пастой, и шаман молится, потирая ладони перед собой. Иногда этот элементарный обряд выполняет сама хозяйка дома.

К более высокому уровню относится церемония коса и пхудаккэри. Коса совершается в период сбора урожая в десятый месяц по лунному календарю, а пхудаккэри- в течение всего года для изгнания всевозможных злых духов (чхапкви), когда человека и членов его семьи преследуют болезни, неудачи иматериальные трудности. В таких случаях одна или две муданг приходят в дом клиента и передают людские желания божествам посредством пения, танцев и музыкального исполнения на чханго (корейский барабан в форме песочных часов) и чхегым (небольшой гонг). По своему содержанию эти церемонии просты и делятся, как правило, не более двух-трех часов. В настоящее время они еще более упрощены и часто сводятся к нескольким поклонам перед блюдом с рисовой лепешкой.

Самым значительным и крупным шаманским обрядом является кут, который состоит из множества различных элементов: подношения ритуальной пищи и вина, декораций в виде бумажных цветов, фонарей и лодочек, которые должны привлечь внимание божеств, группового исполнения шаманами танцев под специальное музыкальное сопровождение профессиональных музыкантов, пения, заклинаний, акробатических трюков, шуток и прочего. Образно говоря, чтобы понять корейский шаманизм, нужно понять кут. Как уже говорилось выше, в шаманизме нет священных писаний наподобие Библии и Корана, в нем нет также строго установленной доктрины. Поэтому только в ритуале кут мы можем найти все наиболее существенные категории шаманизма, слитые в неразрывное целое.

Обряд кут различается по тому, кто его заказывает, по какой причине и с какой целью. Прежде всего, следует назвать деревенский кут, который проводится регулярно, хотя интервал иногда может занимать более десяти лет. Цель деревенского обряда кут заключается в вымаливании благополучия и преуспевании для жителей деревни.

Кут заказывается также частными лицами, и так называемый семейный кут имеет две основные разновидности: чесу кут - для достижения благополучия и благосостояния и нок кут - для проводов души умершего в иной мир. Сущность чесу кут можно проще понять , если принять его за деревенский кут в миниатюре.

Нок кут выполняется в следующих видах: чхиноги - обряд умиротворения зылх духов, суманг кут - обряд по утонувшему рыбаку, и сситким кут - обряд очищения.

Из всех разновидностей обряда кут наиболее частым в современной Корее является наерим кут, при исполнении которого дух воплощается в тело посвящяющегося в шаманы - кансингму. Разумеется, что потомственные шаманы не исполняют наерим кут.

Религия всегда имеет дело с феноменом смерти, поэтому не случайно, что один их самых распространенных шаманистских ритуалов проявляется в нэк кут, посредством которого душа умершего отводится в иной мир. Всякий человек тяжело расстается с жизнью на этом свете - исынг, в особенности, если он молод и еще много не изведал, и земные желания его так и не осуществились. Считается, что души таких умерших находятся между миром мертвых, и тем самым представляют опасность для живых, в особенности, родных и близких. При помощи нэк кут шаман препровождает душу умершего в мир мертвых - чхэсынг.

Хотя нэк кут имеет различные региональные вариации, в своей структурной основе он в Корее везде одинаков. Обряд очищения начинается с устного повествования (нарративного) мифа о Пари кончжу (принцессе Кончжу), седьмой дочери древнего императора, родители которой отреклись от нее после ее рождения. В наказание за столь безжалостное отношение к дочери они страдали смертельной болезнью и, в конце концов, ушли в мир иной. Принцесса Пари, будучи весьма почтительной дочерью, отправляется на поиски магического снадобья, при помощи которого она сумела вернуть своих родителей к жизни. В ритуале нэк кут шаман просит Пари кончжу проводить душу умершего в иной мир.

Во втором акте обряда, известного как ханпухри, шаман успокаивает разгневанных духов. Если кут проводит кангсинму, дух умершего воплощается в тело шамана. Дух говорит устами шамана, описывает все свои земные лишения и страдания, рассказывает о гложущих его связях с миром живых. Потомственный шаман выполняет этот фрагмент с веточкой сосны или палочкой бамбука. Он концентрирует свое внимание на веточке, и дух умершего входит в нее, заставляет веточку сильно качаться, а шаман на краткое время владеет душой умершего, и делит неутешное горе с семьей покойного.

Финальный обряд нэк кут олицетворяет отправление духа умершего из мира людей. После ханпхури дух свободен от мучавших его связей с миром живых и готов отправиться в иной мир. На месте обряда в длину расстилаются полосы хлопчатобумажной ткани, означающие путь из этого мира в иной, а поперек - полосы льняной ткани, символизирующие вход в мир иной. Муданг исполняет танец вдоль полос хлопчатобумажной ткани и тянет за собой модель лодки, изображая отправление духа в путешествие из одного мира в другой. Если обряд выполняется кангсинму, то она рвет полосы ткани, что означает спасение умершего с помощью полного разрыва его связей с настоящим миром.

Нэк кут служит не только спасению душ умерших, но и облегчению боли скорбящих близких людей, он дает также возможность соединить взаимно противоположное - жизнь и смерть. Бытует мнение, что шаман говорит голосом смерти, на самом деле шаман служит также голосом жизни, так как дает возможность живым безудержно , совершенно открыто выплеснуть скрываемые чувства обиды, гнева, возмущения. Нэк кут выполняет, таким образом, две функции: отправляет душу умершего в иной мир и освобождает живущих от смерти, он дает живым возможность навсегда проститься с умершим, выразить общую печаль, вспомнить свои земные проблемы, и начать жизнь сызнова.

Деревенский кут - это прежде всего общинный обряд, призванный обеспечить гармоничную жизнь, здоровье и благополучие жителей деревни. Однако он служил также народным празднеством - фестивалем, и в программу его проведения включались хождение по натянутому канату, "бои на горе", крестьянская музыка, танцы в масках, клоунада и так далее. Все жители деревни принимали в нем участие, а из города спешили торговцы вразнос, ремесленники, уличные певцы и музыканты использовать атмосферу фестиваля.

Деревенский кут выполнял в традиционном корейском обществе важную социальную функцию развития чувства единства общины и гордости принадлежности к ней. Кут фокусировал трудовую деятельность деревни и, само собой, подразумевалось, что в рыбацкой деревне основным божеством было морское, а в земледельческой - дух или божество земли, плодородия и тому подобное.

Именно консолидирующая функция деревенского кута его запрета в годы японского колониального прошлого (1910-1945). После освобождения Коре в 1945г. традиционная корейская деревня была разрушена братоубийственной корейской войной (1950-1953) и последующим за ним социальным хаосом, усугубленным разделением Корейского полуострова. В результате всех этих обстоятельств многие деревенские куты исчезли. Процесс вымирания обряда ускорился в связи с движением "Сямаыль" ("Новая деревня"), инспирированным в конце 1960 г. режимом Пак Чжон Хи, когда ввиду модернизации корейского села многие деревенские храмы и алтари были разрушены. Стремительная урбанизация Южной Кореи - это другая важная причина исчезновения шаманистских обрядов, и прежде всего деревенского кута. увидеть деревенский кут можно лишь на Восточном побережье и на Чечжудо, очень редко в древних центрах корейской культуры, расположенных близ Сеула. успех христианской религии и быстрое уменьшение численности приверженцев буддизма в современной Корее, на мой взгляд, определены именно тем простым обстоятельством, что церкви находятся в десяти минутах ходьбы, в городе, а буддистские храмы - в горах.

3. Атрибуты корейского шаманского ритуала. В одной и той же стране всегда можно наблюдать какие-то региональные отличия как в ландшафте, так и в хозяйственной деятельности проживающих там людей, с вытекающими отсюда различиями и нюансами социально-культурной жизнедеятельности, в том числе и религиозной. Об атрибутах шаманистского ритуала речь пойдет на материалах практики шаманов в ближайших окрестностях Сеула, и рассказ будет идти о шаманских песнопениях, музыкальных и других инструментах, костюмах, также композиции и сервировке жертвенных ритуальных столиков.

Шаманское песнопение Шаманские песнопения в окрестностях Сеула включают в себя мансубади, своего рода рецитал - обращение шамана к кидэ (музыкальному исполнению ритуала), сольное исполнение тхаренов и хоровое - норякарак. Они дополняются к тому же, как правило, повествовательными формами пожеланий благополучия, очищения от скверны, а также мольбой о помощи и спасения. При этом мансубади, тхарен и норякарак очень коротки по времени исполнения, а нарративные (повествовательные)- элементы продолжительны. Еще одна отличительная особенность шаманских песнопений в окрестностях Сеула заключается в том, что они почти всегда сопровождаются танцами, в то время как в других регионах Кореи шаманские песни, вызывающие духов, раскрывающие мифологические сюжеты, содержащие молитвенные заклинания, длятся долго и без каких-либо танцев.

Основное назначение мансубади кроется в том, чтобы пробудить и вызвать божество - дух для участия в ритуале, поэтому мансубади проходит под барабанный аккомпанемент. Шаман и кидэ поют рециталом, сменяя друг друга:

шаман: Ахва чхесок

кидэ: Ахва чхесок

шаман:Мансин момчжу

кидэ: Мансин момчжу

шаман: Тэсин чхесок

кидэ: Тэсин чхесок

Функция тхарен и норяекарак заключается в восхвалении и благодарении божества - духа. Тхарен исполняется размером в 12/8 такта, а ритм сходен с ритмом припева многих народных песен: ольсигуна чхольсигуна. Метрическая форма норякарак одинакова с формой сиджо.

Музыкальные инструменты В близлежащих к Сеулу районах в качестве музыкального инструмента для музыкального сопровождения шаманских песен и танцев используются чхангу, чхегым, пхири, тяегым, а хяегым - струнный. Чхангу представляет собой двухсторонний барабан, длина которого колеблется от 60 до 90 см., а диаметр составляет 30-40 см. и по форме напоминает песочные часы. Музыкант бьет по правой стороне барабана тоненькой бамбуковой палочкой, а по левой стороне - палкой.

Чхенгым из западных музыкальных инструментов напоминает цимбалу, но значительно меньшую по диаметру.

Пхири изготовляют из тонкого бамбука и по форме он подобен гобою.

Тхегым, известный также как чхоттяе, также изготавливается из бамбука и эквивалентен западной флейте.

Нижняя часть хэгыма сделана из толстой бамбуковой втулки, посреди которой укреплен бамбуковый гриф с двумя натянутыми струнами. Музыкант водит смычком на манер казахского кобыза.

Шаманский костюм Костюм шаманки, как уже говорилось в одной из предыдущих статей, нисколько не отличается от традиционного женского костюма и состоит из двух элементов: чхогори - короткой блузки и чхима - длинной юбки. Чхогори бывают чисто белого цвета; белого цвета но с темнокрасными лентами-завязками и темно-синими манжетами на рукавах; чисто желтого цвета; светло-зеленого цвета с красным воротником, красными лентами-завязками и красными манжетами. Цвет юбки-чхима: белый, темно-синий, красный. Материалы костюма шамански могут быть хлопчатобумажная ткань или шелк. К неотъемлемым атрибутам шаманского костюма относятся также веер и меч.

Столы для ритуала кут Исследователи отмечают большое разнообразие в композиции и сервировке жертвенных столов, в зависимости от разновидности обряда кут. Поэтому, приведем лишь один пример, связанный с обрядом чхонсинмажди кут. Этот кут проводят в окрестностях Сеула весной, с целью обеспечения здоровья и благополучия семьи. На деревянном полу в доме у человека, заказавшего обряд, устанавливаются посредине главный, самый большой стол, а справа и слева от него ставят дополнительные столы. Перед главным столом устанавливают столик предков, столик - саманг (надежды, возможности, перспективы), столик- мальменг, стол хозяина. У восточной стороны двора накрывают чхонгутмаджи и чхедангмаджи столы, посреди двора еще три столика, а если есть старое дерево, то под ним специальный столик -монски тэгам (посвященный духам дерева). На столах сервируют: рис, рисовые лепешки, орехи, сладости, овощи и фрукты, вино, макколи, сушенную рыбу, воду, тубу, свиную голову, или целую тушу, чай и многое другое.
Считается, что пища, напитки и другие предметы на ритуальных столиках свидетельствует о чаяниях и желаниях членов семьи, заказавшей обряд. Впрочем, как уже отмечалось, композиции и сервировка столов не имеют определенного жесткого стандарта.

Перед основной группой ритуальных столов шаманка исполняет свои танцы, представляющие собой наиболее зрелищный и в тоже время весьма важный функциональный элемент шаманского обряда.

4. Шаманизм в контексте религий Кореи. В истории религий Кореи основополагающее значение имеет проникновение трех восточных классических религий - конфуцианства, буддизма и даосизма, и западного христианства. Однако в Корее задолго до появления чужеземных вероучений, зародились и практиковались свои религиозные традиции. Современные ученые считают, что этой местной религией был шаманизм. Шаманизм являлся самой мощной системой убеждений среди других местных религий в древнем обществе и играл центральную роль в "кибок" - страстном желании выполнения мирских нужд. В отличие от других классических верований в шаманизме корейцы могли выразить свои ежедневные нужды. По этим чисто практическим причинам конфуцианство и буддизм включили некоторые элементы шаманизма в свои религиозные системы. Хотя шаманизм так и не обрел статуса официальной религии Кореи, он имел огромное влияние, как на конфуцианство, буддизм, так и на христианство.

Корейский шаманизм, его основные темы заложены в концепциях sinmyong, sionnaerim и kongsu (откровения или предсказания бога) - "сердцевинах" религиозности корейцев. Таким образом, когда проникли иностранные религии, то они подверглись процессу "шаманизации". Это особо верно в отношении буддизма и немного более позднее представленного христианства. Фактически, в период династии Чосон (1392-1910гг.), когда буддизм подвергался гонениям и правление совершалось в соответствии с принципами конфуцианства, религиозная сторона философии была слаба и религия активно включала в себя элементы местного шаманизма.

Доктрины буддизма достаточно гибки и воспринимают все значения, которые способствуют процессу распространения религии. Главная цель буддизма - просвещение, вне зависимости от способов, которыми оно достигается. Тем не менее, буддистские монахи должны были приложить немало усилий, чтобы привлечь последователей в свои храмы. Вот где начинается процесс синкретизма. В какое бы новое общество не проникал буддизм, он начинал быстро приспосабливаться к местной религиозной культуре, впитывая местные элементы в свою религиозную систему. Буддизм привлекал в свои храмы последователей местных религиозных верований множеством способов, например, утверждая, что местный бог - это просто другое проявление Будды. Через такой процесс буддистские священники внушали чувство близости, и местное население постепенно принимало высокие истины буддизма.

Такой синкретизм всегда был частью буддизма, но во времена династии Чосон, когда буддизм подвергся гонениям со стороны правящего режима, священники вынуждены были прибегнуть к новой стратегии выживания, что сделало буддизм ещё ближе простому народу. Это был период, когда местные верования наиболее активно действовали в стенах буддистских храмов. Samsonggak (Три Духовных Зала) - сооружение, славящее шаманские божества; Ch`ilsonggak (Зал Большого Ковша) - даосская святыня (рака), посвященная созвездию большой медведицы - все они были построены в буддистских храмовых комплексах и буддистские монахи начали участвовать в различных шаманских обрядах, включая предсказывание будущего и продажа талисманов, приносящих удачу.

Три божества почитаются в Samsonggak: шаманское божество ch`ilsong, дух гор sansin и одно буддистское божество, известное, как toksong. Chilson и sansin оба имеют шаманское значение; фактически, chilsong - одно из самых важных шаманских божеств, отвечающих за рождение. Традиционно, когда корейская женщина ожидает рождение ребенка, она наносит визит в Samsonggak и приносит chilsong моток пряжи, носящий имя её ребенка, который символизирует долгую жизнь.

Значение sansin становится ясным благодаря многочисленным упоминаниям духа гор практически в каждой частной религиозной церемонии. Известно, что доход от святилища, славящего духа гор, обычно превышал доход от poptang, главного помещения храма, где находится статуя Будды. Нет ничего удивительного в том, что обозрение буддистских храмов Кореи обнаруживает, что в то время, когда лишь в нескольких храмах был poptang, в каждом храме был Samsonggak. Этот факт отражает значимость шаманских божеств в корейском буддизме.

Во время правления династии Чосон родство между буддистскими храмами и шаманками было совершенно символическим. Шаманки часто проводили кут в стенах храмов, и буддистские монахи играли далеко не последнюю роль в постановке шаманских обрядов. Сейчас уже нет такой явной деятельности, известно, что некоторые рьяно настроенные буддистские монахи настаивают на том, чтобы устранить из стен храмов все следы шаманизма, такие как samsonggak и chilsonggak, явно указывающих на присутствие шаманских элементов в современном буддизме. Однако ещё не было случая, чтобы эти требования были удовлетворены.

Проникновение шаманизма в буддизм происходило на протяжении достаточно длительного периода, в то время как его взаимодействие с христианством произошло сравнительно недавно и было сопряжено со значительными трудностями. Некоторые ученые утверждают, что успешное "приживание" христианства в Южной Корее - это результат того, что христианство быстро "ошаманизировалось" и таким образом стало отвечать чаяниям простых людей. Вескость этого аргумента очевидна, принимая во внимание резкий рост некоторых христианских церквей, действующих сейчас в Корее. Процесс "шаманизации" наиболее резко выражен в тех церквях, которые подчеркивают роль Святого Духа и исцеление верой. На самом деле эти церкви являются христианскими только внешне, по своему же содержанию они мало чем отличаются от традиционного корейского шаманизма. Они преуменьшают значение Иисуса и Бога, подчеркивая значение Святого Духа. Возможно, все это - результат невольных попыток миссионеров Пятидесятницы сделать христианство более приемлемым к местной корейской религиозной системе и коллективной бессознательности, в которой концепция sinnaerim или снисхождения духа или бога, является основным элементом. Церкви Пятидесятницы, которые подчеркивают снисхождение Святого Духа имеют большее число последователей, что доказывает их связь с местными шаманскими верованиями.

Сходства здесь не заканчиваются. Службы в церквях Пятидесятницы не ведутся в каком-либо особом порядке, они состоят из повторяющихся гимнов и молитв, зачастую исполняемых хором, что очень похоже на громкое пение и танцы шаманских обрядов. В обоих случаях верующие пытаются увеличить их состояние сознания, чтобы на них снизошел дух, будь то шаманское божество или Святой Дух. Христиане добиваются этого состояния сознания через молитвы и энергичные поклоны, шаман делает это крича или поя, одновременно неистово прыгая (танцуя). Сходства замечательны.

Во многих случаях церемонии крещения или причащения, проводимые в этих церквях, проводятся как средство лечения, нежели чем способствование укреплению веры.

Ещё одной причиной быстрого роста церквей Пятидесятницы является то, что верующие надеются излечить себя или своих близких. Пациенты с хроническими болезнями часто находят свой путь в подобные церкви или центры, являющиеся "филиалами" этих церквей после того, как разочаровываются в средствах традиционной медицины. Для этой же цели пациенты обращаются и к шаманам. Сегодня священники, светские проповедники и евангелисты играют ту роль, которую исполнял шаманский целитель (muui) в период династии Чосон. Конечно же, содержание такого "лечения" практически одинаковое. Профессор Ким Кван Ир, сферой изучения которого является излечение верой, снабдил нас детальными фактами этого феномена. В соответствии с этими фактами большинство священников Пятидесятницы приписывают болезни духам зла или призракам, тогда как шаманизм приписывает и болезни и несчастья душам с того света. Концепция человеческого зла и страдания по корейскому шаманизму предельно проста: источником всего зла и всех несчастий являются обиды, затаенные душами с того света против живущих. Такая система ищет внешние причины болезней и несчастий и этим составляет резкий контраст с существующими религиями, где несчастия, мучающие живых, рассматриваются как результат недостатка самосознания или невежества человека.

Шаман играет роль посредника между недовольными духами и их потомками, мешая духам вредить живым, облегчая их обиды и отправляя их "с миром" в мир иной.

Функции священников Пятидесятницы почти такие же, как и у шаманов. Если и есть разница, то она состоит в том, каким образом они обращаются с духами. Священники Пятидесятницы используют принуждение, чтобы заставить духов уйти. Шаманы же используют более "гуманные" методы, "умасливая" духов, чтобы они жили сами по себе. Процесс изгнания духов, представляемый шаманами, более "корейский" по своей природе.

Однако, несмотря на это различие, фактические имена и природа духов, вызывающих болезни и несчастья, поразительно похожи в христианском и шаманском контекстах. Например, "дух девственницы"-молодой девушки, умершей до замужества, "злого родового духа", умершего не своей смертью, "расстроенного духа вдовы" и "духа нищего, умершего от голода". Как в христианском, так и в шаманском контексте, духи беспокоят живых, потому что хотят отомстить за несправедливое к ним отношение во время их жизни.

Речевые выражения и интонация, используемые христианскими священниками, когда они изгоняют духов зла, также практически одинаковы с теми, что использует шаман. Священник может сказать: "Ты, дух зла! Убирайся отсюда!", в то время как шаман говорит: "Эй, дух! Возьми рисовые лепешки и уходи!"

Здесь профессор Ким отмечает шаманскую атмосферу христианской церемонии излечения верой: "Я знал, что я находился в христианской церкви и что люди, находящиеся там- священники и проповедники, но я был удивлен, насколько молитвы, интонация, жесты, выражения лиц и движения напоминали шаманские, когда они разговаривают с миром мертвых".

Влияние шаманизма на современные корейские религии не ограничивается установленными религиозными традициями буддизма или христианства, уже обсужденными выше. Шаманизм также оказал огромное влияние на новые религии, которые начали развиваться с 19 в. В то время как более 300 отдельных религиозных систем появилось в тот период, я бы хотел сосредоточить внимание на моем особом интересе, Kang Il-sun (1871-1909г.), более известном под псевдонимом Chungsan. "Taesun Jongyong"- запись учения Chungsangа, раскрывающая удивительное собрание религиозных элементов конфуцианства, буддизма, религии Сондо, космических принципов инь и ян, геомантии и других верований. Chunsang широко признан как величайший корейский синкретист. Глубокий анализ его учения раскрывает местные традиции, основанные на концепции разрешения обиды (haewon). Chungsang сделал haewon сердцевиной своего учения и через переоценку других религиозных доктрин сформировал замечательно жизнеспособную структуру верования. Здесь необходимо отметить, что термин haewon- это просто китайское выражение, синонимичное шаманскому выражению p`uri.

В соответствии с данным учением вначале Вселенная находилась в состоянии хаоса, поскольку основная структура земли и неба была неопределенной. Взаимочеловеческие обиды, происходящие из этой неустойчивости скапливались на протяжении веков в той точке, где Вселенная находится на грани взрыва. Для того, чтобы спасти землю и вселенную от уничтожения человек должен устранить эти накопленные обиды. Это задача не для простого обывателя, это может сделать лишь Chungsang - спаситель мира. Например, у него было специальное заклинание для "задабривания" духов женщин, с которыми при их жизни плохо обращались мужчины. "Ритуал космического возобновления" ("Chonji Kongsa") предусматривает, по учению Chungsan, новую эпоху, в которой обиды всех притесняемых людей, особенно женщин, фермеров и слуг, будут облегчены. Также очень важным было настаивание Chungsana на том, что его последователи облегчают не только прямые обиды, но и стараются избежать их появления в будущем. Chungsana можно было назвать великим шаманом, освобождающим мир от обид и приносящим состояние гармонии.

Его "Ритуал космического возобновления" может рассматриваться как обряд, нацеленный на очищение вселенной. Я считаю, что это учение было очень успешным, поскольку его основатель имел своеобразную "религиозную гениальность" принимать шаманскую концепцию обиды, столь близкую корейцам, как центральную, переосмыслить её, придать ей форму передовой религии, что обеспечивало утешение тем людям, которые утратили свои религиозные ориентиры. Также его учение вышло за узкие рамки индивидуума и семьи, которые характеризовали шаманизм. У этого положительного учения было множество последователей, как при жизни его основателя, так и после его смерти. Эта религиозная система остается популярной до сих пор среди интеллектуалов, особенно среди студентов университетов. Из оригинального Chunsang произошло более чем 60 различных сект

Во многих отношениях эта дискуссия является односторонней, поскольку внимание данного исследования было сосредоточено на Южной Корее, игнорируя положение шаманизма в Северной Корее. Многие могут спросить, какая может быть религия на Севере? Это может показаться смешным, но Северная Корея, самое антирелигиозное государство в мире, в действительности является одним из самых религиозных. По мнению религиоведов, культ персоны Ким Ир Сена- это превосходный пример светской религии. Конечно, трудно сейчас рассуждать на эту тему, не зная, что на самом деле ощущают северные корейцы. Тем не менее, некоторые шаманские элементы культа Ким Ир Сена достойны нашего внимания. Фактически, его культ и не может быть объяснен в каком- либо другом контексте. Например, во

Источник: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/ghtj4rtf.shtml

Категория: Шаманизм народов мира | Добавил: Cheef (12.10.2010)
Просмотров: 1566 | Теги: шаманизм в Корее, шаманизм, Корейский шаманизм, путь шамана, шаманство | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
Шаманизм народов мира [6]
Практика шаманизма [11]
Шаманские посвящения [0]
Шаманские амулеты [1]

Облако тэггов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz