Пятница, 22.09.2017, 00:05
Шаманы и Практики
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Май » 21 » ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ШАМАНИЗМА
04:21
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ШАМАНИЗМА


Людмила Жукова



Исторические корни шаманизма

Шаманизм - одна из великих религий, давно и широко известных в мире. Вместе с тем, в силу эзотерического (тайного, закрытого для непосвященных) характера эта одна из древнейших религий человечества остается малодоступной для исследователей.
Феномен шаманизма вызвал к жизни многие научные теории. Регулярными стали международные научные конференции по проблемам изучения шаманизма, одна из которых проходила в г.Якутске в августе 1992 года. Развивая тему доклада, прочитанного на вышеуказанной конференции в г.Якутске, автор предлагает еще одну версию относительно происхождения исторических корней шаманизма.

Прежде чем заглянуть в Святая святых шаманизма, обратимся к традиционным культурам народов-автохтонов Республики Саха (Якутия). Наука определяет, что древнейшим населением республики являются юкагиры и эвенки. Время появления протоюкагирских племен приходится на II-1 тыс. до н.э. и соотносится с эпохой позднего неолита - бронзового века Якутии. Расселение тунгусских племен начинается с 1 тыс. н.э.

В настоящее время традиционные культуры этих народов, видоизменяясь и приспосабливаясь к историческим условиям, сохраняют ядро древнейших представлений. Основой их является космогония - комплекс воззрений на Вселенную, строение и форму ее, коммуникативные связи между мирами, ее составляющими, представления о божествах и их функциях, возможностях прямой и опосредованной связи "боги - люди", представления о жизни, смерти, назначении человека. На космогонии базируется вся духовная, и в первую очередь, обрядовая, сакрализованная жизнь общества.она пронизывает также сферу материальную.
Космогония юкагиров и эвенков содержит особенные черты, присущие воззрениям каждого из народов, формируемые и медленно изменяющиеся в ходе исторического развития. Это, например, представления юкагиров о радуге и жилище как форме небосвода; о когда-то всеобъемлющем, но давно забытом божестве Природы пен, об антропоморфном божестве-идоле Хойл,о первопредке-хозяине нижнего мира Йоодэиисьэньулбэн. Предположительной моделью нижнего мира юкагиров является четырехугольная усеченная пирамида с полками-ярусами, в вещном мире образом ее служит шкафчик для посуды аажул.
Различные группы эвенков форму неба соотносят то с голубым каменным покрывалом, то с перевернутым котлом. Облик верховного божества (Сэвэки, Энекан Буга) также варьируется: это лосиха, или старуха, старик. Считается, что Сэвэки ниспосылает священную силу мусун как источник всякого движения и жизни. В целом же Вселенную эвенков-орочонов моделирует ритуальный шаманский столбик сэргэ. Его куполообразный верхний выступ изображает верхний мир, дис-ковидный средний - землю и округлый, с небольшим уплощением - нижний мир.
В то же время космогония юкагиров и эвенков содержит общие черты, при ближайшем рассмотрении определяемые как присущие космогонии любого народа: это представления о божественном Небе - абсолютном источнике всего материального и нематериального.
Обожествленное Небо является причиной и источником Жизни, ниспосылая универсальное "семя" подобно дождю и с прошествием времени возвращая его назад для нового круга. Эта величайшая идея космогенезиса особенно ярко проявляется в новогодних празднествах, когда человек у обожествляемого Неба испрашивает продления ниспослания небесной благодати в виде продолжения жизни, здоровья, мира среди людей, удачной охоты, успехов в промыслах.

Рис.1 Изображения божественного Неба на писаницах Средней Лены.

Мотив "испрашивания" обнаруживается во многих календарных, промысловых и семейных обрядах юкагиров и эвенков. Древнейшие следы испрашивания просматриваются в петроглифах Средней Лены, датированных II - I тыс. до н.э. Уже тогда абрис обожествленного Неба графически варьировался и в то же время содержал постоянный набор основных символов: основа Неба (круг, дуга и их графические инварианты), лучистость и крест. Каждый рисунок сопровождался изображением дождя - семени. Это древнейший графический праобраз эвенкийской священной силы мусун, "манны небесной", "золотого дождя" Рембрандта. (Рис. 1). Представления о живительной небесной благодати сохранились в народных верованиях, составляют ритуалы многих религий и проявляются в окроплениях водой, молоком, вином, в осыпаниях крупой, бусами, зерном, монетами, конфетти.
Культ обожествленного Неба как универсального дарителя предполагает двучастность модели мироздания, построенной на отношениях "дарующий - получатель дара" и представленной во многих мифологических системах как божественная пара - Небо и Земля. Это наиболее древняя модель Вселенной выявляется в петроглифах Забайкалья (Рис.2), где круг с крестом обозначает Небо, а Земля изображена в виде овала или подпрамоугольника с рядами штрихов - испрашиваемой благодати.

Рис.2 Модель Вселенной. Петроглифы Забайкалья.

Рис.3 Модель Вселенной. Писаницы Средней Лены.

Рис.4 Модель Вселенной. Писаницы р.Олекмы

Повидимому, относительно небольшой промежуток времени лежит между созданием двучастной и трехчастной модели Вселенной. По крайней мере, наиболее древняя модель трехчастной Вселенной, где четко обозначено деление на верхний, средний и нижний миры, обнаруживается среди петроглифов Якутии, датированных бронзовым веком (Рис.3). Трудно уяснить "механизм" создания трехчастной модели. Можно предположить,что небесный купол над головой рождает представление о куполе под земной поверхностью, т.е. широко известный образ Мирового Яйца. Или же его инвариации, как, например, рисунок с писаницы р.Олекмы, датированный XVIII - XIX вв. (Рис.4).
В данном случае важно уяснить, что цементирующим ядром космогоний является представление о божественном Небе - абсолютном доноре и воспринимающей Земле. Это реликты мировоззрения человека эпохи бронзового века, дожившие до современности и обнаруживающие себя в мифологиях многих народов мира. Универсальное ядро космогоний в сбрамлении морально-этических, правовых, экономических, экологических и других норм и представлений приобретает черты осо-бенного,проявляемого каждой конкретной национальной культурой. Представляется вероятным,что основные положения Космогенеза первоначально имели экзотерический (не тайный, общедоступный) характер, затем со становлением шаманизма составили эзотерические знания шаманов, были хранимы, разрабатываемы и репродуцируемы ими. Именно шаманы, как посредники, через которых шел поток небесной благодати на род и родовую территорию, ответственны за формирование национально-особенного в космогенезе. Известно, какую роль играли рассказы шаманов о "путешествиях" во время камланий и сновидений. Именно они в дальнейшем лепили образы мифологической Вселенной.
Отсюда выявляется искомый ответ на вопрос: что такое шаманизм, шаман и какова основная роль шамана.

Рис.5 Сцены "Испрашивания небесной благодати". Писаницы Верхнего Приамурья.

Шаманизм - древнейшая религия, возникшая на этапе развития воззрений древнего человека на Вселенную как на двучастную систему и связанная с представлением о Небе - божестве и некой небесной сущности, ниспадающей в виде "дождя", (семени, манны небесной, дара небесного) и являющейся основой и источником Жизни. Нет еще названия той форме религии, когда небесная благодать испрашивалась или "ниспадала" без участия посредника. Как только появляется фигура посредника - появляется "шаман".
Шаман - посвященный,т.е. человек, владеющий определенными знаниями, а, следовательно, силой, способный общаться с божеством ( позднее с божествами) и обращаться к нему от имени сородичей. Через шамана небесное божество осуществляет свои функции дарителя, наблюдателя, судьи и вершителя.
Отсюда следует, что шаман в первую очередь является первым жрецом обожествленного Неба, а шаманизм - начальная стадия всех последующих форм религии.
Предпринятый анализ космогонических воззрений аборигенов Якутии - эвенков и, в особенности, юкагиров, сохраняющих многие элементы культуры архаической эпохи в силу присваивающего характера производства, еще раз доказывает уникальность этого источника для исследования ранних форм религии.
Предложенная гипотеза позволяет пролить свет на истоки рождения шаманизма на "черный" и "белый". Различные версии, в том числе определение "черного" шаманизма как тунгусского, в "белого" как тюркского, не выдерживают критики.
Ретроспективный взгляд на фигуру и функции шамана обозначает особенные черты его от древности к современности. Основным определителем социальной функции шамана является уровень развития того общества, которое шаман обслуживает, в конечном итоге - социально-экономическая формация. В пору становления шаманизма, шаман - это посредник между людьми и божественным Небом. Затем это фигура медиатора между светлыми и темными силами в трехчастной модели Вселенной. В период сложения государственности, шаман-жрец, "отказываясь" от общения с темными силами, в своей практике служения добрым небесным божествам смыкается с верховной политической властью вождя. Это время разложения первобытно-общинных отношений и, следовательно, кризис шаманизма. Вычленение "белого" шамана ведет к узурпации им всей духовной и политической власти,в последствии юридически оформленной как единовластие князя, царя - наместника Бога на земле. Представляется, что в это время складывается мифологический образ "божьего сына" - посланника Неба.
Видоизмененный и приспособленный к новым историческим условиям, взятый теперь в кавычки, "шаманизм" продолжает свое существование в двух разновидностях - в виде облагороженной идеи монотеистического антропоморфного Бога - официальной религии и "черного" шаманизма, "черной" магии."Черный" шаман по сути является тем же шаманом предгосударственного общества, "обслуживающим" трехчастную модель Вселенной. Отсюда следует, что "белый" шаман, служитель официальной религии, как представитель светлых небесных сил и божеств, всегда находится в противоборстве с шаманизмом, "черной" магией и прочими проявлениями этой разновидности шаманизма, общающимися не только с верхними, но и с нижними божествами, с Дьяволом, Сатаной и проч.
Так "белый" и "черный" шаманизм якутского народа сосуществуют и, судя по тому описанию, которое дают исследователи, являются религией раннеклассового общества, стоящего на грани объединения религиозной и политической власти в одном лице.



http://sakhaopenworld.org/ilin/1993-94/40.htm

Категория: История шаманизма | Просмотров: 1594 | Добавил: Cheef | Теги: шаман, шаманизм, история шаманизма, шаманство, виды шаманизма | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Людмила Жукова

Исторические корни шаманизма

Об авторе
Людмила Жукова — научный сотрудник сектора истории и этнографии Института проблем малочисленных народов Севера.
Основные направления научной работы — материальная и духовная культура верхнеколымских или лесных юкагиров.
Один из авторов хрестоматии "Фольклор юкагиров Верхней Колымы" (совместно с к.ф.н.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
История шаманизма [6]
Йога и шаманизм [1]
Секреты шаманизма [3]
Даосская Алхимия [1]

Архив записей

Облако тэггов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz