Пятница, 18.08.2017, 06:19
Шаманы и Практики
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Июнь » 10 » Тотемные животные, часть 1 (подробнее...)
18:16
Тотемные животные, часть 1 (подробнее...)

Тотемные животные

Тотемизм — первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевлённые предметы. От тотема магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода и каждого его члена. Тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (кроме случаев ритуального употребления мяса тотема в пищу). У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

Исторический словарь

ТОТЕМ, тотема, м. (англ. totem — из американск. wutontimoin — хозяин) (этнол.). В верованиях некоторых примитивных народов — животное (реже растение и др.), обладающее магической силой, часто считающееся родоначальником племени и являющееся предметом религиозного культа. Культ тотемов. Изображение такого животного (или растения и др.).

Словарь Ушакова


Тотемных животных иногда еще называют Животными Силы. В принципе, по верованиям шаманов, каждый из нас имеет животное силы, независимо от того, известно ему об этом или нет. Мы можем даже потерять или утратить животное силы из-за болезни, эмоциональной травмы, умственного перенапряжения или по другим причинам. Оно может быть отнято у нас другим человеком. Возвращение утраченного животного силы является одной из разновидностей исцеления, применяемых шаманом. 
Но само по себе наличие животного силы еще не означает, что его качества уже доступны и используются; они лишь присутствуют, ожидая своего выражения и развития. 
Основное качество животного силы соответствует характеристикам того животного, чей облик оно имеет. К примеру, главным атрибутом льва считается сила, орла — зоркость, лисицы — хитроумие, бобра — конструктивность, черепахи — настойчивость, змеи — преображение, и так далее. Однако хотя такие обобщения могут оказаться полезными, животное силы обычно само указывает шаману на свое основное качество.

В религиозных представлениях эвенов существовал культ хозяев природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Зафиксирован также широко распространенный в Северной Азии культ медведя. Так, эвен, получивший в качестве нимата медведя, устраивал общественный праздник, на котором съедалось мясо медведя. Его кости хоронили на свайном помосте, складывая их в строго анатомическом порядке. Местами сохранялся древний обряд похорон черепа медведя путем укрепления его на вершине невысокой лиственницы. 
Кровь тотемного животного символизирует единство клана, единение его со своим божеством.


"... В результате этих мероприятий арестовали сотни человек, восемнадцать из которых впоследствии повесили. Как раз тогда, когда местные вожди успокаивали народ, говоря, что члены культа леопарда вовсе никакие не сверхъестественные существа, а самые обыкновенные люди-убийцы, невдалеке от места казни были обнаружены восемнадцать тел мертвых леопардов! Это подтверждало легенду о том, что при посвящении в таинство между инициируемым и животным-тотемом устанавливается "кровное родство", и если погибает один, то следом умирает другой..."
Из книги Николая Непомнящего "ХХ век: Открытие за открытием"

Индейские шаманы равнин практиковали как индивидуально, так и объединялись в общества, названия которым давались по основному Духу-покровителю: 
Общество Бизона, Лося и т.д. 
Деятельность каждого общества была связана с определенной специализацией, например, шаманы Общества Священного Танца славились лечением травами, а члены общества Медведя чаще прибегали к иным способам врачевания. 

Всем, кто связан с тотемами, следует соблюдать особую осторожность в общении. Вас могут не понять вовсе или понять совершенно неправильно люди, принадлежащие к другой тотемической группе. То, что вам кажется "белым", люди другой группы могут воспринимать как "черное", и наоборот. Но помимо этого есть "родственные" тотемные группы. О том, откуда берется такое родство, существует множество легенд. 

Глаза ягуара 
(легенда народов Амазонии)

В давние времена жил в лесу Ягуар. И был он большой мастер в магии. Находясь на большом расстоянии, он мог видеть то, что там происходит, и потому не существовало для него тайн. Звери побаивались его за его могущество. И он со временем привык, что он самый сильный и могущественный. А тайна его заключалась в том, что он умел отправлять свои глаза на расстояние и таким образом видеть, что там происходит.

И вот как-то днем, сидя на берегу озера, ягуар решил поразвлечься и посмотреть, что происходит в это время на другом берегу озера.

— Глаза, глаза, летите на ту сторону озера и посмотрите, что там делается. Быстрей, быстрей!

И глаза послушно отправились туда, куда их послал ягуар. Посмотрев, что там происходит, ягуар сказал: "Глаза, глаза, возвращайтесь".

На беду ягуар не знал, что пока его глаза были на другой стороне озера, из озера выплыло чудовище. Я гуар не мог этого видеть, и когда глаза возвращались назад, чудовище их проглотило.

Ослепший ягуар, придя в себя от пережитого, долго бродил по лесу, пока не устал. Тогда он лег под деревом и приготовился к самому худшему. Он понимал, что без глаз он никого не сможет поймать, а когда звери узнают о том, что он ослеп, ему явно не поздоровится. Зверь лежал и ждал своей гибели, как вдруг с неба спустился могучий ястреб и спросил ягуара:

— Что с тобой, где ты потерял глаза?

Ягуар рассказал ястребу свою историю. Пожалел ястреб слепого ягуара и говорит:

— Не печалься, будут у тебя глаза, еще лучше, чем прежние. Я полечу за пальмовым соком и смолой, а ты пока прикрой голову лапами. Тогда звери не узнают, что ты ослеп, и не нападут на тебя.

Ястреб улетел и долго не возвращался. Ягуар уже подумал, что птица его обманула, но тут на землю упали два кувшина, а следом опустился ястреб и говорит:

— Сейчас я сделаю тебе глаза. Тебе будет больно, но ты лежи смирно, иначе я не смогу помочь.

Ястреб согрел пальмовый сок на костре и помазал зверю левую глазницу. Затем он вылепил из смолы глаз и вложил его ягуару на прежнее место. Потом он вылепил другой глаз, и ягуар вновь стал видеть. Его новые глаза и впрямь оказались лучше прежних.

Обрадовался ягуар и спрашивает ястреба:

— Чем я могу тебя отблагодарить?

— Поймай мне тапира, — отвечает ястреб. — Очень я люблю его мясо.

Ягуар загрыз большого тапира, но сам есть не стал, а отдал своему новому другу. С тех пор ягуары всегда оставляют часть своей добычи хищным птицам, а те помогают им, охраняя их, когда их глаза путешествуют вдали от хозяев.


В этой легенде хорошо прослеживается описание взаимодействия тотемов между собой. Подтверждение такого вида взаимодействий можно увидеть и в жизни. Хищные птицы являются частыми гостями на "пиру" у семейства кошачьих, а те в свою очередь всегда чутко реагируют на возможность опасности, если кто-то спугнет этих птиц.

Помимо такого примера существуют примеры взаимодействия тотемов и более мистического порядка, т.е. в жизни такого проявления встретить почти невозможно.

Для примера отрывки из еще одной легенды народов Амазонии:

"Однажды в джунглях Махимбо посетило видение. Ему привиделось необычное существо, одновременно похожее и на человека, и на обезьяну. Он долго бродил по джунглям, пока не нашел одно племя, в котором помимо индейцев жило существо из его видения.

Его удивило, что индейцы не боятся этого существа, и тогда он вышел к ним и решил их расспросить об этом существе.

После того как индейцы приняли Махимбо к себе, вождь рассказал ему историю человека-обезьяны.

— Обезьяна все понимает, но не умеет говорить человеческими словами. Однажды она пришла к нам в селение, как и ты. И с тех пор поселилась с нами. Она научилась жить как человек. Когда племя уходит на охоту, обезьяна поддерживает огонь и нянчит наших детей. Даже свирепый черный ягуар стал ее другом. Не бойся, ягуар и человек-обезьяна тебя не обидят. Черный ягуар — это священный зверь нашего племени, обезьяна — его друг.

Прожив некоторое время среди этого племени, Махимбо решил отправиться домой. Солнце уже двигалось к закату, и он боялся заплутать в джунглях. Священный ягуар лежал под деревом и провожал Махимбо взглядом своих холодных синих глаз.

Махимбо спускался по крутому лесистому склону очень осторожно. Ведь его селение находилось у подножия горы, в то время как то, из которого он ушел, — на вершине. Он боялся упасть и пораниться, ведь тогда некому будет его спасти в таком отдаленном и глухом месте. Вдруг Махимбо услышал треск ломающихся веток. Он оглянулся и увидел, что его преследует человек-обезьяна. Сперва Махимбо испугался, но вскоре понял, что обезьяна не причинит ему зла. Она словно улыбалась индейцу. Вместе они спустились с горного склона и остановились на берегу речки, которая вела в селение, где жил Махимбо. Тем временем уже стемнело, и друзья устроились на ночлег.

Вдруг в темноте сверкнули два синих огонька. Это был черный ягуар. Махимбо очень испугался, но зверь даже не взглянул на индейца. Зверь не хотел лишаться своего друга и пришел вернуть человека-обезьяну в горное селение. Он подошел к обезьяне, тихонько тронул ее когтистой лапой и указал в сторону селения. Но обезьяна не захотела расставаться с Махимбо. Тогда ягуар ударил ее своей могучей лапой. Человек-обезьяна закричал от боли и бросился на ягуара. Завязалась схватка. Ягуар был сильнее, да у него еще острые зубы и когти. Он почти одолел обезьяну. Тут Махимбо вскинул свой лук и поразил ягуара в самое сердце.

Махимбо был рад, что спас друга. Но обезьяна вовсе не обрадовалась гибели ягуара. Она принялась рыдать и бить себя в грудь. Постепенно ее рыдания превратились в звериный вой. Зверь схватил Махимбо и бросил его в реку, которая кишела пираньями. Обезьяна отомстила за гибель ягуара, иначе горное племя было бы проклято навек. Человек-обезьяна вернулся в горное селение и, как прежде, стал помогать индейцам, но не переставал горевать о своих друзьях — священном ягуаре и Махимбо.

Почти у каждого народа есть мифы, в которых говорится о предках, как о неких божественных существах, не совсем похожих на людей, но совмещающих черты человека и животного. Именно эти существа и рассказали людям о магических обрядах и научили их разным искусствам и другим полезным вещам. Тотем — это дух-хранитель, оберегающий весь род и каждого человека в отдельности. Многие племена воспринимали тотемов как своих предков, они верили, что после смерти воплотятся в своем тотемном животном или растении. Во многих легендах говорится, что тотем не выбирается человеком или родом, он "дается" роду. "Тотем дан людям для того, чтобы помочь, защитить, уберечь..."

Характерной чертой тотемизма является идея получения тотемного животного и сам метод. Идея тотема похожа на европейскую систему гороскопа. В зависимости от того, какой у человека зодиакальный знак, он обладает определенными психологическими качествами, которыми его наделяют звезды, но в отличие от зодиака, тотемное животное не дается человеку от рождения, его надо привлечь или поймать. В двух словах, общий принцип получения тотемного животного можно разделить на две большие группы: шаманское путешествие и действие, происходящее во сне.

Правило шаманского путешествия приблизительно такое. Шаман отправляется в тонкий мир, где:

  • он встречается с хозяином тотемных животных и просит его дать ему или тому, кто его прислал, тотемное животное;
  • он самостоятельно или при помощи своего тотема ловит тотемное животное и приводит его к клиенту;
  • он попадает в мир, где живут тотемные существа, и при помощи своего тотема или самостоятельно находит нужное существо.

Если действие происходит во сне, тотемное животное обычно само находит человека. Оно начинает приходить к нему во сне и общаться с ним. По одному из правил, если человек во сне увидел трижды какое-нибудь животное, он должен изловчиться и поймать его — это и будет его тотемное животное.

Как считают шаманы, одним из характерных признаков наличия у человека тотемного животного является то, что животные из этого рода принимают его как своего. Например, если у человека тотемное животное медведь, то медведи его не тронут, а сочтут своим, или если кошка, то все кошки на улице будут к нему подходить и с ним общаться. Общение с тотемным животным — это очень яркая и характерная черта шаманов, они считают, что когда они сталкиваются с животными из того же рода, их тотемный зверь входит в шамана, как бы овладевая на время его телом, и помогает ему общаться с "собратьями". Идея своего рода "перевоплощения" прослеживается не только в момент общения с животными, шаман по собственному желанию может призвать своего тотема и, когда тот в него "войдет", шаман получает силу и качества своего тотемного существа. Это искусство культивировалось и развивалось среди индейцев: шаман перед боем призывал тотем всего племени, если это был медведь или бизон или еще кто, чьи качества могут помочь в бою, и просил его вселиться в воинов, передав им свою силу, ловкость, зоркость и т.д.

Тотем использовался и при лечении человека, например, если шаману нужно вылечить раненого человека, он призывал тотем собаки и просил на время войти в больного, чтобы ускорить процесс заживления ран. Стоит оговориться, шаман чаще всего обладал не одним, а несколькими тотемными существами и при этом всегда имел возможность или сам или через своего тотема поговорить с другими тотемными животными. В шаманизме есть принцип: любое тотемное животное не дается навсегда — оно может умереть или уйти. Поэтому шаманы заботятся о своих тотемных животных так же, как мы заботимся о своих домашних любимцах. Оговорюсь, что только личные тотемы могут меняться, тотем клана живет самостоятельной жизнью. Он сам решает помогать ему или гневаться на род, которому он покровительствует. При этом смерть родового тотема означает, конец всего рода принадлежащих ему людей.

Для связи и взаимодействия со своим тотемом вы можете изготовить или приобрести фигурку вашего тотема. Можете иметь шкуру, когти, зубы, ветвь, кусочек камня или что-либо еще, но зверь или дерево не должны быть убиты вами. Вы можете иметь чучело (при этом изготовлено оно должно быть не вами), можете иметь рисунок, гравировку, символ вашего тотема. Некоторые племена делали татуировку на теле с изображением или символом тотема. Хорошим признаком считается украшение с изображением тотемного символа: кольцо, кулон, браслет. Когда вам что-то необходимо, вы можете мысленно обратиться к духу-защитнику и попросить его помочь вам или попросить его защитить вас. Его помощь будет настолько сильной и быстрой, насколько часто вы с ним общаетесь. Тотем, как и любое другое живое существо, не любит, когда его забывают.

Очень часто люди при первом взгляде друг на друга чувствуют либо мгновенную симпатию, либо антипатию. Это проявление их тотемических корней. Любовь с первого взгляда также имеет глубинные корни в принадлежности к тотему. Представьте себе встречу Лисы и Курицы. С одной стороны, желание "съесть", с другой стороны — убежать и спрятаться. Бык и Слепень вряд ли сработаются в коллективе — Бык всегда будет стремиться "прихлопнуть" коллегу, а Слепень инстинктивно будет стремиться "попить крови". На тех же принципах строятся отношения в семье. Лев всегда будет пугать Лань, Цапля не даст жить Лягушке, а два Скорпиона пережалят друг друга.

"Наряду с могущественными, но далекими богами, в мире первобытного человека жил дух-союзник. Существо тоже сверхъестественное, однако более близкое и отзывчивое. Духа-союзника чаще всего представляли в виде животного или растения, однако не потому, что он действительно принадлежал к царству фауны или флоры, а потому, что обладал их качествами, очень нужными человеку. Так, медведь олицетворял "силу", лисица — "хитрость", змея — "мудрость", обезьяна — "ловкость" и т.д. Дух-союзник как бы надевал маски этих зверей, выступал в их облике, и поэтому первобытный человек обращался к ним, ища поддержки в достижении задуманного. Путем длительных упражнений, имитирующих поведение выбранного животного, он отрабатывал то, что многие тысячелетия спустя назовут техникой психотренинга. Причем это были не заурядные для сегодняшнего дня формулы, способствующие концентрации внимания или расслаблению, а совершенно особые ритуалы, помогающие человеку перевоплотиться в зверя".

Из книги Николая Непомнящего "ХХ век: Открытие за открытием"

http://doolittle.narod.ru/Shambook/Gl_14.html

Категория: Территория зверя | Просмотров: 4279 | Добавил: Cheef | Теги: шаман, тотемные животные, шаманизм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
Территория зверя [5]
Бабочка [0]
Белка [0]
Барсук [0]
Ворон [0]
Волк [1]
Голубь [0]
Дельфин [0]
Дракон [0]
Змея [0]
Заяц [0]
Крыса [0]
Кошка [0]
Лев [1]
Лисица [0]
Лебедь [0]
Лягушка [0]
Лошадь [0]
Медведь [0]
Орёл [0]
Пантера [1]
Рысь [0]
Сокол [0]
Сова [0]
Собака [0]
Тигр [0]
Рыба [1]
Ящерица [1]
Ястреб [0]
Ягуар, Пума [0]

Архив записей

Облако тэггов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz