Населяющие водный поток рыбы с точки зрения глубинной психологии воспринимаются как символ бессознательного и поэтому являются олицетворением «живого» содержания глубинного подсознания личности, причем речь идет о плодовитости и животворных силах внутреннего «материнского начала». Во многих древних религиях рыбы связаны с богами любви и с плодородием природы. Одновременно рыба является хладнокровным животным, символически «неподвластным жгучим страстям» и поэтому становится объектом сакрального жертвоприношения и блюдом трапезы. В Новое время символ рыбы (греч. ихтис) воспринимается как акростих, из начальных букв этого слова составляется понятие «Иезус Христус Тео Хиос Сотер», которое переводится как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» и как тайный знак Христа среди враждебно настроенных язычников. Хотя символ рыбы часто появлялся в раннехристианскую эпоху до конца IV столетия, вышеприведенное разъяснение все же не является единственным... Купание в крещенском водоеме (лат. piscina, писцина — дословно: рыбный пруд) и
притча об апостолах как ловцах человеков (см. Круг) могут
способствовать этому в первую очередь; помимо этого в средиземноморской
культуре рыба являлась символом счастья, как еще и сейчас в обычаях, связанных
со сменой времен года. Более широкое значение символики рыб происходит от
астрологического понятия «века рыбы». «Золотое соединение» —
противостояние планет Юпитера и Сатурна — в 7 г.
н.э. (вероятно, истинный год рождения Христа) трижды приходилось на созвездие
рыб, начало весны также совпадало с этим знаком. Иисус толковался как первое
воплощение века рыб. Новообращенные христиане рассматривались как «писцикули»
(рыбки) в связи с «ихтисом» — рыбой (как при Тертулиане, 150— 230 гг. н.э.),
сама рыба, наряду с хлебом,
считалась пищей Бога. Христианская философия указывала также на то, что во
время Всемирного потопа на
рыбу не распространялось Божье проклятье и после крещения в воде христиане
становились подобны ей. В средневековом искусстве «Тринакрия», так называемая
легендарная рыба с тремя телами и одной общей головой, интерпретировалась как
символ Троицы. Нередко рыба являлась атрибутом святых, например покровителей мореплавателей
святых Брандана и Макловия, а также Петра, Андрея, Елизаветы Тюрингской и св.
Антония Падуан-ского, который должен был проповедовать рыбам. В Библии
содержание Нового Завета перекликается со Старым, где описывается, как огромная
рыба заглотила пророка Иону, а потом выплюнула его обратно, что символизирует
погребенного, но вновь воскресшего Христа. В Древнем Египте, хотя люди и ели
рыбу, для посвященных лиц (фараоны, жрецы) она была запретной пищей. Как
безмолвные обитатели морских глубин, рыбы часто действовали зловещим образом, и
в мифах им придавалась отрицательная роль (как, например, поедателям фаллоса
бога Осириса, убитого Сетом). Тем не менее отдельные виды рыб считались
божественными и святыми, как, например, рыба Ааль по отношению к богу
Гелиополису и рыба Барш богини Нейс.
Здесь
проявляется двойственная сущность глубинных пластов психики человека, чье
содержание, подобно змее, может быть оценено как положительным, так и
отрицательным образом. Сказочные рыбы-монстры, изображаемые в старых книгах о
животных, отчетливо показывают, какие потрясения и страх оказывали на человека
обитатели морских глубин. В древнеиндийских мифах рассказывается, что бог Вишну
во время Великого потопа был спасен прародителем человечества Ману, представшим
в образе рыбы. В Древнем Китае рыба (ю) была символом счастья и изобилия, рыба
вместе с водой считались
метафорой сексуальных радостей.
В Японии рыба (сакама) является основной пищей
населения и готовится либо в сыром виде (сашиМи), либо жарится в масле. К этому
можно добавить, что многие рыбы (как, например, карповые, которые могут плыть
против течения и преодолевать водопады) считаются традиционным символом и
воплощением мужества, силы и выдержки. Во время «праздника мальчиков» 5 мая
перед домом на древко крепится «карповое знамя» (коинобори), состоящее из
шелковых рыбок этого вида по числу живущих здесь мальчиков. В алхимии две рыбы
в потоке отображают две первоначальные сущности: серу и ртуть в
растворенном виде. В психоанализе рыба символизирует грезы, скрытый образ
пениса (который в турецком языке обозначается как «одноглазая рыба»).
В астрологической символике Зодиакальный знак Рыбы
(см. Звезды)
является последним знаком года, которому предписывается покровительство над
ныне текущим сроком земной жизни, который быстро идет к концу (см. Водные
существа).
Рожденные под знаком Рыбы обладают такими
качествами, как стремление к братству, миру, совершенству, к
предупредительности в общении, к терпеливой работе вплоть до достижения успеха,
к «бодрой плодовитости».
Психолог Аеппли указывает на то, что рыба, как
немыслящее холоднокровное животное, благодаря своей способности к быстрому
перемещению в воде, вызывает зависть и удивление. Ее мясо не считается истинным
мясом животного, и поэтому ее можно есть во время поста.
Описанное в Евангелие от Луки (9,16) чудо с семью
хлебами позволяет считать пищей также и рыбу. «В рыбе сходятся первобытно
хладнокровная духовная сущность человека с глубинным пластом его души...
Поэтому тот, кто претерпел глубокое духовное преображение, будет подобен
пророку Ионе, который из-за своей несознательности на какое-то время был
проглоченкитообразной
рыбой, и как преображенный будет выброшен на светлые берега нового
сознания». — Достоин упоминания тот факт, что в античные времена образ жизни
рыбы был неизвестен. Аристотель, к примеру, считал ее однополым существом, что
несомненно повлияло на символику этого «хладнокровного» обитателя вод. В
раннехристианскую эпоху в настенной живописи римских катакомб рыба считалась
символом причастия и до раннего Средневековья в иконографии Тайной вечери она
изображалась рядом с хлебом и кувшином вина. Ежегодные
послания Папы Римского (annulus pescatoris, аннулюс пескаторис) восходят к
евангельскому сюжету о «богатом улове рыбы» апостола Петра (Евангелие от Луки,
5, 4).
|