Раннехристианский текст «Физиолог» («Physiologus»)
сообщает о том, что когда ящерица становится старой и ее глаза гаснут, она
забирается в стенную трещину, направленную на восток. С восходом солнца «ее глаза
открываются и она вновь оживает. В этой мудрости, о человек, когда глаза твоего
сердца мутнеют, ищи, как восхода солнца, справедливого суда нашего Господа
Иисуса Христа, и он вновь откроет глаза твоего сердца». Как «зимнеспящее»
животное, ящерица стала символом смерти с
последующим воскресением, тем не менее она изображалась на монетах как
олицетворение будущей победы бога солнца Аполлона над смертью. На древнеримских
монетах ящерица причислялась к спутникам богини здоровья Салус, вероятно, из-за
способности терять и снова восстанавливать свой хвост. В книге сновидений
Артемидора она трактовалась как признак «презренных мыслей». В христианскую
эпоху ящерица приобрела позитивное значение как повторное рождение, омоложение
(посредством сбрасывания старой кожи), стремление к духовному — свету — и
изображалась на подсвечниках и кадилах. Подобно пчеле, ящерица олицетворялась с
душой и в этом образе могла выскользнуть изо рта спящего человека. По
возвращении душа знала о том, что с ней происходило. Немецкое название ящерицы
(Fidechse) происходит от корня «agi» и «dechse» (веретено), причем
первая часть слова связана с лат. ophis (змея)..Таким образом,
в целом это слово можно трактовать как «веретенообразная змея». Из-за
неправильно понятого словоразделения слово «Echse» (ящерица) стало
наименованием всех животных класса пресмыкающихся.
|