Тантрические тексты определяют качества ученика, пригодного для практики Тантры, основы садханы, тексты на которые должен опираться ученик, а также приводят критерии, которые определяют статус Гуру в Тантре. Для вошедшего в практику Тантры первой стадией является Ананда-Натха, переживание блаженства осознанности Божества- первая любовь к Тантре. На второй ступени определяется, подходит ли конкретному человеку этот путь. Стать Адхикари - то есть подходящим, «недырявым пустым сосудом» для принятия учения; эту проверку проводят духи и Стражи Учения.
Стражами тантрического учения являются: Нандин (бык Господа Шивы) – Западный Страж учения; Хануман – Северный Страж учения Тантры, Нарасимха является Восточным Стражем, Гаруда – Южным, змей Васуки (повелитель нижних миров) – Нижний Страж, Ганеша – Центральный Страж, Картикея является верхним Стражем Тантры. В случае неправильного поведения ученика эти Божества способны проявить гневные формы и покарать нарушителя.
На третьей ступени ученик определяется с Ишта-Деватой, а также с янтрой и мантрой основного Божества – покровителя личного пути человека. Четвертой ступенью является получение Дикши, т.е. принятие инициации с наречением духовного имени. Пятая ступень определяет Ачару, или же осознание своего уровня, становление Шишьей – получившим свой метод. Шестая ступень олицетворяет реализацию садханы –становление Садхакой. На седьмой ступени – после достижения успехов в садхане – человек становится Сиддхом и Натхом. На восьмой ступени достижение уровня Гуру-дикши, становление Шактипатом (наставником) для других. На девятой ступени достигается уровень Сат-Гуру – полной реализации учения. И десятая ступень символизирует Дживанмукту, освобождение и тело света. Таким образом, стадии созревания ученика – это длительный, сложный процесс раскрытия. Учение Тантры предполагает высокую осознанность учеников, развитую до предполагаемого начала обучения. Учеников, желающих изучать Тантру, можно отнести к следующим статусам:
Махапашу – человек не пригодный к изучению Тантры. Пашу – доминирование «животной» природы в человеке – низший уровень ученика. Вира – ученик, способный совершать садхану, отношения с учителем на основе Самайя Гуру. Дивья – человек, обладающий саттвической («божественной», благостной) природой, лучший кандидат в ученичество.
Также существуют разные ашрамы учеников: Брахмачарья – ашрам воздержания от сексуального контакта. Грихастха – семейный человек или человек, имеющий тантрического партнера. Ванапрастха – отказ от социальной жизни, жизнь в отречении. Саньяса – принятие монашества, странствующий проповедник.
У женщин существуют такие ашрамы: Матаджи – замужняя женщина, приверженная только мужу. Йогини – идущая тантрическим путем с доминированием социальной жизни. Девадаси – придерживающаяся тантрических обетов. Ваджрайогини – практикующая Тантру, имеющая свободу в сексуальном поведении. Ма-Махатма – практикующая Тантру пожилая женщина. Шакти Деви – достигшая сиддхи. Шри-Деви – женщина Гуру Тантры.
Обязанности ученика-бхакти в школе Тантры следующие: – регулярное посещение занятий – оказание услуг школе, учителю – посещение других школ и семинаров с разрешения учителя – чтение и изучение тантрической литературы – бережное отношение к тантрическим практикам – посильное участие в создании Ашрама – создание домашнего алтаря и регулярное проведение пуджи Божеству – ежедневное выполнение мантра-садханы
Вайшнавачара включает: 1. Гуру – воля учителя определяет волю Ишта-Девата и имеет приоритет перед волей родителей и супругов. 2. Ритуал – прохождение очистительного обряда – Абхишеки 3. Гимн – знание гимна Ишта-Девате 4. Алтарь – создание личного, домашнего алтаря для почетания Божества 5. Мантра – регулярное повторение мантры Ишта-Девата, знание мантр 10 Махавидий 6. Янтра – знание изображения янтры Ишта-Девата 7. Тантра–- изучение текстов Тантр, Пуран, Самхит, Агам и Нигам 8. Мудра – знание мудр передающих энергию данного Божества, ношение символов Божества(ученики могут носить следующие отличительные признаки: круглые серьги в ушах, знак Шивы-Натараджи, браслеты, Магический Перстень, рудракши, образ Ишта-Девата, барабанчик даммару, череп-чаша, трезубец и т.п.) 9. Лила – строить поведение в социуме и духовной практике в качестве иллюзорного тела Ишта-Девата на основе благословений духовного учителя.
Шайвачара включает:
1. Регулярное посещение занятий по Тантре 2. Накопление сексуальной энергии и знание техник сублимации энергии 3. Искоренение вредных привычек – не сквернословить, не курить, не употреблять мясо, спиртные напитки 4. Питание – регулярно голодать (раз или два в неделю), употреблять вегетарианскую пищу 5. Служение Гуру 6. Следование принципам Ямы и Ниямы 7. Практика асан, пранаям, дхаран и пратьяхар 8. Регулярная практика медитации 9. Аскетизм – практика ограничений в сексе, еде, разговорах 10. Отчетность в выполнении практик Гуру
Дакшиначара включает: 1. Преданное служение Гуру, Дхарме, Куле, Шакти-Шиве 2. Дисциплинированное выполнение тантрической садханы 3. Жертвование – отдавание всей энергии тантрической практике. Пожертвование своего дохода (от 10-30%) на школу 4. Увеличение сложности практик 5. Посильная помощь другим членам школы 6. Терпение 7. Концентрация. Быть сконцентрированным на практиках своей школы. 8. Принятие самайя-ученика сроком не более года, принятие системного свода правил. 9. Тайна – не раскрывать секретов школы 10. Проповедь «правой руки» – привлечение новых людей в школу
Таковы некоторые из практик и предписаний для человека, решившего принять ученичество в Тантре.